Отмена принципа резиденства и последствия

15.09.2014

Принцип резиденства предполагает обязательную подачу декларации на товары таможенным органам того государства, в котором зарегистрированы или постоянно проживают участники внешнеэкономической деятельности.

Однако, по словам эксперта IFCG Степана Котова, данный принцип будет действовать не всегда, а лишь до того, как вступит в силу международный договор государств-членов Таможенного союза, позволяющий подавать декларацию на товары любому таможенному органу на территории Таможенного союза.

Представители бизнеса ожидают подписания договора с оптимизмом, предсказывая повышение гибкости логистики и уменьшением затрат, связанных с перемещением товара. Более того, перед глазами предпринимателей есть положительный опыт Евросоюза.

Представители же государственных структур относятся к возможной отмене принципа резиденства с явной осторожностью, ссылаясь на задачи, которые непременно потребуют решения. Главным возникающим вопросом является взимание таможенных платежей в Таможенном союзе. В настоящее время таможенные пошлины, собранные таможенными органами всех государств союза, распределяются между ними. При этом налоги (к примеру, НДС) идут в бюджет того государства, чья таможня осуществила операции. При отмене принципа резиденства может закономерно возникнуть ряд сложностей, связанных с возможностью уплаты НДС.

Другой проблемой при отмене принципа резиденства может стать процедура валютного контроля. Сейчас сами таможенные органы являются агентами валютного контроля. Однако, при декларировании товаров таможнями других стран могут возникнуть трудности.

Кроме того, встает вопрос, связанный с классификационными решениями, которые в настоящее время позволяют существенно упростить таможенные операции и свести к минимуму издержки, возникающие при уплате таможенных платежей для компаний, ввозящих высокотехнологичное оборудование в РФ. На сегодняшний день в законодательстве ТС нет норм, которые бы обязывали органы одного государства принимать классификационные решения, которые были выданы другим государством ТС.

Эти несколько примеров наглядно иллюстрируют сложности, с которыми могут столкнуться государства-члены ТС и которые предстоит решать при отмене принципа резиденства.