Оформление свидетельств о государственной регистрации (СГР)
Государственная регистрация проводится в отношении продукции, которая включена в перечень Решения Комиссии Таможенного союза (ТС) от 28 мая 2010 г. № 299, либо если это предусмотрено техническими регламентами.
В первом случае важно пройти проверку на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, а во втором - согласно имеющимся требованиям технических регламентов. Обе процедуры заканчиваются выдачей свидетельства о государственной регистрации (СГР), если не было обнаружено каких-либо несоответствий.
С 1 июня 2019 года в силу вступило Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 80, которым были утверждены изменения касательно порядка оформления СГР. Новые требования необходимо соблюдать всем заявителям.
Обновленные правила оформления свидетельств о государственной регистрации
Главным образом изменения коснулись формы СГР и срока действия документа:
- Бланк СГР с момента вступления в силу новых поправок изготавливается в типографиях и имеет не менее 4-х различных степеней защиты. Дополнительно печатается государственный номер, что существенно снижает вероятность фальсификации.
- Все свидетельства о государственной регистрации, оформленные до вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК № 80, действительны до окончания срока их действия.
- Срок действия протокола исследований (испытаний) и измерений продукции на соответствие Единым санитарным требованиям составляет 1 год.
- Допускается оформление СГР в электронной форме, что несколько упрощает процедуру.
- К документам, оформленным по старым правилам, изменения не предъявляются.
Обновленные правила не требуют повторного прохождения испытаний в том случае, если вносимые данные не относятся к параметрам производимой продукции, например, в случае смены адреса компании.
Особенности процедуры государственной регистрации и СГР
Получить СГР могут только лица, которые зарегистрированы на территории государств, входящих в состав Евразийского экономического союза. Это могут быть как изготовители (уполномоченные изготовителем лица), так и продавцы (импортеры). Иностранные компании не могут быть заявителями при оформлении СГР.
В результате успешного прохождения процедуры государственной регистрации заявитель получает Свидетельство о государственной регистрации (СГР). СГР имеет уникальный регистрационный номер, который вносится в реестр. При этом СГР обладает юридической силой только на территории Евразийского экономического союза.
Выдачу СГР осуществляют уполномоченные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В каждой стране такой уполномоченный орган определяется национальным законодательством. В РФ – это Роспотребнадзор.
Свидетельства о государственной регистрации можно разделить на две группы:
СГР на соответствие требованиям ТР ТС |
СГР на соответствие Единым санитарным требованиям |
Требования изложены в ТР ТС |
Требования определены Решением № 299 |
Срок действия СГР – 5 лет, если иное не установлено отдельными техническими регламентами. |
Срок действия СГР не ограничен (действует бессрочно). |
Единый знак обращения «ЕАС» есть на бланке СГР |
Единый знак обращения «ЕАС» на бланке СГР не указывается |
Продукция, на которую требуется СГР
Для ввоза и реализации продукции на территории ЕАЭС потребуется получить СГР на ряд товаров:
- косметические средства;
- товары бытовой химии;
- предметы личной гигиены;
- специализированная пищевая продукция;
- некоторые строительные материалы;
- различные химические вещества и растворы.
Более подробный перечень товаров приведён в разделе II Решения № 299 или в отдельных технических регламентах.
Необходимые документы для получения СГР
СГР оформляется либо на соответствие Единым санитарным требованиям (по Решению № 299), либо по требованиям технических регламентов (ТР).
В случае оформления СГР по ТР, заявитель предоставляет документы и сведения, предусмотренные этим ТР.
Если же СГР оформляется на соответствие Единым санитарным требованиям, то список документов зависит от того, где была изготовлена продукция – в Евразийском экономическом союзе или вне территории ЕАЭС.
В обоих случаях заявителю необходимо подготовить:
- заявление;
- копии документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция (ту, спецификация, рецептуры, сведения о составе и т. д.);
- копия сертификата качества или паспорта безопасности (или сертификата свободной продажи), заверенная изготовителем;
- копии эксплуатационных документов (инструкция, руководство по эксплуатации и т.д.);
- копии этикетов (упаковки) продукции или их макеты (заверенные заявителем);
- сведения о регистрационном номере (ОГРН) или об учётном индивидуальном идентификационном номере (ИНН) компании заявителя.
Дополнительно потребуется предоставить определенное количество образцов для проведения испытаний на соответствие продукции установленным к ней требованиям. Результаты испытаний оформляются протоколом испытаний.
Список документов для продукции, которая была изготовлена вне территории ЕАЭС, отличается только тем, что в этом случае потребуются копии документов, подтверждающих ввоз образцов продукции для испытаний. Это может быть авианакладная, таможенная декларация или и то, и другое.
Выдача СГР осуществляется в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента подачи всех документов на рассмотрение в Роспотребпадзор.